Строки истории

А. М. Адаменко

Государственное казенное учреждение Кемеровской области «Государственный архив Кемеровской области», г. Кемерово,

старший научный сотрудник, к.и.н.

                                      М. А. Челомбитко

Религиозная организация «Кемеровская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)», музей истории Православия на земле Кузнецкой, г. Кемерово,

научный сотрудник

 

ИЗ ИСТОРИИ НИКОЛЬСКОГО ПРИХОДА ГОРОДА КЕМЕРОВО

Статья написана благодаря материалам, собранным в Государственном архиве Кемеровской области (ГАКО), материалам и консультациям МАУ «Музей-заповедник «Красная Горка» (директор Наталья Анатольевна Шелепова, зам. дир. по науке Зинора Фатиковна Волкова, зам. дир. по развитию Ирина Валентиновна Левина, главный хранитель Ирина Александровна Погодина), идее и сведениям культурно-исторического общества «Стягъ» (руководитель — Вадим Анатольевич Ермоленко), консультации архитектора доцента кафедры строительных конструкций КузГТУ Ирины Викторовны Захаровой, сведениям протоиерея Максима Мальцева, консультации к.и.н. Игоря Юрьевича Ускова.

Никольский приход города Кемерово существует уже давно. Но есть несколько белых пятен в его истории.

В одном из первых исследований по истории православных храмов Кемеровской области, В. М. Кимеев, Д. Е. Кандрашин, В. Н. Усольцев, описывая историю Никольского собора города Кемерово, повествование начинают с несохранившейся Николаевской церкви села Усть-Искитимского [15, с. 80]. Исследователи считают, что церковь располагалась там, где ныне стоит часовня во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в центре современного города Кемерово [15, с. 80]. В записи заслуженного артиста РСФСР П. Г. Князева его беседы со старожилом г. Кемерово Иваном Гавриловичем Щегловым указано немного другое место: «Была в селе церковь, где сейчас 41-я школа (запись сделана в конце 40-х – начале 50-х годов; ныне третий корпус Кемеровского государственного университета — примеч. авт.), окрашенная в голубовато-зеленоватый цвет, ограда большая, сад» [22, с. 123]. Известно, что в 1919 г. Николаевская церковь горела, подожженная роговцами. Затем ее или отстроили снова [15, с. 80], или восстановили, поскольку она не до конца сгорела [16, с. 32-33]. В конце 30-х гг. церковь была снесена в связи со строительством школы [16, с. 33]. С конца 1925 г. по 1939 г. на левом берегу находилась еще одна Никольская церковь. Располагалась она за современным кинотеатром «Космос» [13].

На правом берегу тоже были Никольские церкви. В Государственном архиве Кемеровской области хранится часть метрических книг Никольской церкви Кемрудника за 1918-1919 гг. [1, л. 64-72; 2, л. 188-218, л. 248-263; 3, л. 29-53; 4, л. 160-173об]. Первая запись в них сделана 15 апреля 1918 г. (о крещении) [3, л. 29об-30].

Кемеровский рудник открыли в 1907 г. в районе, прозванном «Красная Горка» из-за обрывистого берега соответствующего цвета, где рудознатец Михайло Волков нашел уголь в 20-е г. XVIII в. В начале XX в. эти земли, богатые залежами каменного угля, принадлежали Кабинету Его Императорского Величества. В 1912 г. территорию Кемеровского рудника сдали в долгосрочную аренду акционерной компании Кузнецких каменноугольных копей (Копикуз). В 1919 г. в связи с национализацией, Копикуз перестал существовать. Затем данная территория принадлежала тресту «Сибуголь», а в 1921 г. ее для развития промышленности отдали автономной индустриальной колонии (АИК) «Кузбасс», которая функционировала до 1927 г. В этой организации работало много иностранных специалистов, построивших интересные здания. В частности из-за этого, с 80-х гг. возникла идея создать на территории Красной Горки мемориально-исторический комплекс, посвященный АИК «Кузбасс». В связи с этим специалисты исследовали здания, исторические источники, помогающие воспроизвести архитектуру 20-х гг. XX в. На основе собранных данных была создана в частности «Схема застройки Красной Горки и ш. Центральная в период существования АИК /1922-1927 гг./» НПО «Памятники Кузбасса» (далее «Схема застройки НПО «Памятники Кузбасса») [20]. На схеме застройки НПО «Памятники Кузбасса» обозначено место, где в прошлом располагалась церковь (18).

К сожалению, остались неизвестными источники, на которые опирались специалисты НПО «Памятники Кузбасса» при создании данной схемы. Кстати, их разработки по созданию заповедной территории были не напрасными. Благодаря этому объединению, а также другим исследовательским учреждениям Красная Горка является достопримечательным местом, где создается индустриальный музей-заповедник и строительство ограниченно [18; 19].

Обратимся к плану Кемеровского рудника, выполненному Техническим Бюро Северного района 26.12.1922 г. [9, л. 2-3] (далее «план 1922 г.») и сравним его со схемой застройки НПО «Памятники Кузбасса». Найдем место, где специалисты НПО «Памятники Кузбасса» обозначили церковь. На плане 1922 г. примерно на этом месте стоит здание, помеченное крестом.

Его очертания переданы буквально, южная часть напоминает апсиду. Оно стоит у бровки обрывистого правого берега, между зданием правления АИК и Владимировской штольней. На здание с предполагаемой апсидой ориентирована улица, значит, оно общественное, что тоже говорит в пользу церкви. Правда, есть одно большое «но»: предполагаемая апсида обращена на юг, а не на восток.

На чертеже Кемеровского рудника, сделанном в 1924 г. [21] здание предполагаемой церкви тоже присутствует, но уже крестом не помечено.

Такая разница объясняется закрытием церкви в 1923 г., о чем косвенно свидетельствуют документальный и литературный источники. Так, по решению Президиума Кузнецкого Окружного Исполнительного Комитета (ОИК) в 1926 г. Кемерово-Красноярской религиозной общине отказали вернуть колокол, мотивируя тем, что он принадлежал религиозной общине «самоликвидировавшейся в 1923 году… организовавшейся Кемерово-Красноярской религиозной общине этот колокол не принадлежит» [8, л. 156]. О том, что церковь была закрыта в 1923 г. можно понять, прочитав повесть «Товарищ Костыль. Приключения американского мальчика в Кемерове: сибирская хроника жизни Дэвида Пламмера 1922-1924» [14]. Ее написала колонистка Рут Кеннел, вернувшись на родину в США. В произведении большое внимание уделяется быту местных жителей того времени, описанию всего увиденного, в частности, церкви Кемрудника: «Вечером перед Пасхой комсомольцы… пошли на всенощную в маленькую церковь, что находилась рядом с конторой у обрыва» [14, с. 67]. Другое сведение о церкви из этого литературного источника: «Обогнув здание конторы, они вышли к беленькой церквушке, украшенной зеленым шпилем. Рядом с ней находились старые бревенчатые бараки» [14, с. 24], — перекликается с надписью на английском языке на обратной стороне сохранившейся фотографии с храмом, сделанной одним из колонистов, где в частности говорится о том, что «Низенький сарай справа был нашей первой общественной столовой», «Слева расположена белая церковь с зеленой башенкой-колокольней» [12, фотография 87].

По метрическим книгам известно, что в 1918-1919 гг. в этой церкви служил священник Петр Петрович Тюшняков (1864(6) г. рождения, окончивший 1 класс Красноярского духовного училища). Ему помогал и. д. (исправляющий должность) псаломщика Григорий Цымбалов. Возможно, в этой церкви подвизался и Александр Стефанович Ильинский (10.12.1886-8.10.1937). Известно, что он окончил Томское духовное училище [10, л. 145а], в период с 29.09.1919 по 19.08.1922 гг. был дьяконом [10, л. 145а], а с 19.08.1922 г. священником [6, л. 29]. В 1931 г. уехал из Кемерова [6, л. 29], а 1.03.1936 г. вернулся и стал служить в Никольской церкви «деревни Кемеровой», где и проживал по адресу: улица Набережная, 9 [6, л. 29]. Скорее всего, именно здесь он и был арестован 29.09.1937 г. как участник контрреволюционной организации «Трудовая крестьянская партия» и впоследствии по приговору «тройки» расстрелян [17, с. 182-183]. Никольская церковь «деревни Кемеровой» располагалась там, где ныне находится Никольский собор [11, л. 50, 67, 68]. Церковь была построена, скорее всего, в 20-е гг. Вероятно, община именно этой церкви ходатайствовала перед Кузнецким ОИК о возврате колокола, о чем писалось выше. По разным документам, в частности, заявлению 1936 г., можно узнать, что община была обновленческой и называлась «2я Кемеровская Никольская православно-обновленческая» [6, л. 26] (первой обновленческой называли церковь, стоявшую на левом берегу). Сохранились имена священнослужителей церкви. В 1927 г. дьяконом в церкви был Платон Сутулин [5, л. 18]. С 1932 г. [6, л. 5] по 1.10.1934 г. [6, л. 14] в церкви служил священник Варфоломей Сидорович Сосунов (1880 года рождения), живший по адресу Набережная, 10 [6, л. 5]. С 10.06.1933 г. в церкви подвизался священник Александр Васильевич Бажанов (родился 23.11.1884 г. в д. Кур-Искитим) [6, л. 4], в 1934 г. – священник Афанасий Иванович Докучаев (родился 25.11.1879 г.), проживавший на Шахтерской улице в 26 доме [6, л. 13]. С 1936 г. в церкви служил протоиерей Петр Петрович Хрущев (родился 6.06.1889 г., окончил Томскую духовную семинарию), проживавший на ул. Набережной, 34а [6, л. 41]. Членами исполнительного органа религиозной общины в 1933 г. были Захар Петрович Катаев 38 лет, Леонтий Ефимович Князев 36 лет, Таисия Сергеевна Невзорова 40 лет, Александр Иосифович Луговский 60 лет, Василий Федосович Коваленко 49 лет, Стефан Герасимович Пучков 43 года, Николай Петрович Николаев 35 лет [6, л. 6]. В 1938 г. церковь была закрыта [7, л. 116об.]. Но на этом ее история не закончилась, поскольку в 1945 г. здание было возвращено верующим.

Таким образом, в первой половине XX в. на территории современного Кемерова функционировало сразу несколько церквей, посвященных свт. Николаю Архиепископу Мир Ликийских Чудотворцу. Две из них располагалась на правом берегу: на территории Кемеровского рудника, предположительно на бровке обрывистого берега недалеко от здания правления АИК и в «деревне Кемеровой», там, где ныне возвышается Никольский собор. Первые сведения о церкви Кемрудника относятся к 15 апреля 1918 г. Вероятно, в 1923 г. она перестала функционировать по назначению. Неизвестно точно, когда была построена церковь в «деревне Кемеровой», вероятно, это были 20-е гг. Известно, что она была обновленческой, и ее закрыли в 1938 г. В 1945 г. здание вернули верующим уже канонической Церкви.

Литература

  1. ГАКО. Ф. Д-60. Оп. 6. Д. 303.
  2. ГАКО. Ф. Д-60. Оп. 6. Д. 347.
  3. ГАКО. Ф. Д-60. Оп. 6. Д. 383.
  4. ГАКО. Ф. Д-60. Оп. 6. Д. 383а.
  5. ГАКО. Ф. Р-18. Оп. 1. Д. 23.
  6. ГАКО. Ф. Р-18. Оп. 1. Д. 40.
  7. ГАКО. Ф. Р-18. Оп. 1. Д. 855.
  8. ГАКО. Ф. Р-22. Оп. 1. Д. 4.
  9. ГАКО. Ф. Р-80. Оп. 1. Д. 570.
  10. ГАКО. Ф. Р-167. Оп. 2. Д. 1.
  11. ГАКО. Ф. Р-964. Оп. 1. Д. 16.
  12. ГАРФ. Ф. 626. Оп. 1. Д. 14.
  13. Адаменко, А. М. История Кемерова: Никольская церковь на улице Чапаева / А. М. Адаменко, М. А. Челомбитко // Золотые купола. – 31.05.2017. — С. 2.
  14. Кеннел, Р. Э. Товарищ Костыль. Приключения американского мальчика в Кемерове: сибирская хроника жизни Дэвида Пламмера 1922-1924 /Р.Э. Кеннел — Кемерово: АРФ, — 176 с.: ил.
  15. Кимеев, В. М. Православные храмы Кузбасса / В. М. Кимеев, Д. Е. Кандрашин, В. Н. Усольцев – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. – 308 с.
  16. Лопатин, А. А. Была ли сожжена церковь в Щегловске? (Мифы и действительность) // Балибаловские чтения. — Выпуск 5. – Кемерово, 2008. — С. 30-35.
  17. Новомученики и исповедники земли Кузнецкой / науч. ред В. А. Волчек. — Кемерово: ООО «СКИФ», 2011. – 408 с.: ил.
  18. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области № 521 за 2010 г.
  19. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области № 523 за 2010 г.
  20. Схема застройки НПО «Памятники Кузбасса» хранится в фондах МАУ «Музей-заповедник «Красная Горка».
  21. Чертеж 1924 г. хранится в фондах МАУ «Музей-заповедник «Красная Горка».
  22. Чистякова, Л. В. Из личного фонда заслуженного артиста РСФСР П. Г. Князева // Разыскания. — Вып. 4. – Кемерово, 1995. — С. 120-126.

(223)